Вітаю Вас, Гість · RSS
Какой смысл автор вкладывает в слова «Кладовая солнца»? (сказка‑быль «Кладовая солнца»)
Твори


Вхід


Статистика


26.09.2017, 03:20

Какой смысл автор вкладывает в слова «Кладовая солнца»? (сказка‑быль «Кладовая солнца»)

«М. М. Пришвин считал и не считал себя детским писателем», – писал И. Мотяшов. Действительно, его произведениями зачитывались и взрослые и дети. Все это благодаря одному необыкновенному свойству – Михаил Михайлович Пришвин – певец русской природы. Чему бы он не посвящал свои произведения, одним из главных действующих лиц в них является природа. В его повестях и рассказах явления природы оживают, наделяются свойствами, присущими живому существу. И хотя сам писатель говорил, что природа в его творчестве не существует отдельно от человека, все же в его книгах она становится самостоятельным персонажем. И у этого персонажа свои привычки, свой «характер». Современники восхищались необыкновенным умением М. М. Пришвина слушать и понимать природу. За эту способность его называли кудесником, волшебником.

Одним из интереснейших произведений М. Пришвина, на мой взгляд, является сказка‑быль «Кладовая солнца». Все происходящее в произведении одновременно является и сказкой и былью. М.Пришвин обращает внимание читателя на волшебные свойства доброты, любви, трудолюбия. Именно они помогают найти героям выход из безвыходной ситуации.

В сказке‑были Пришвина «Кладовая солнца» человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка‑природа.

Пришвин преклоняется перед могуществом природы и не случайно сравнивает ее с храмом: «…могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы».

Как писал сам автор, люди – «хозяева природы», а она для них является «кладовой солнца с великими сокровищами жизни». Но не так‑то легко властвовать над природой, которая сама устанавливает законы, а люди должны им подчиняться. В сказке‑были «Кладовая солнца» природные явления становятся своеобразными действующими лицами, которые помогают или мешают людям. Так, у Пришвина «...ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился». Словно живые «очень волновались старушки‑елки, пропуская между собой мальчика... Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек.

А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь – вот‑вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах…» Так и представляешь себе заблудившегося, напуганного мальчика с тяжелым ружьем, пробирающегося по извилистым тропинкам сказочного заколдованного леса.

В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер‑сеятель принес два семечка... Оба семечка легли в одну ямку... С тех пор... ель и сосна вместе растут... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья... стонали и выли на все Блудово болото».

И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца». Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей – ветер – прилетает мучить этих несчастных.

Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на ее страницах примеров жизни обитателей «кладовой солнца». Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками. М. М. Пришвин сначала назвал свое произведение «Друг человека», но потом отказался от него. Я думаю, это связано с тем, что человек, по мнению автора, еще не готов на равных общаться с природой. Ему надо еще многому у нее учиться.

Зробити безкоштовний сайт з uCozЯндекс.Метрика