Вітаю Вас, Гість · RSS
Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума".
Твори


Вхід


Статистика


22.08.2019, 09:00

Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума".
 

        Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей сво-

его времени.  Он получил блестящее образование, знал несколько восточ-

ных языков,  был тонкий политик и дипломат.  Грибоедов погиб в 34 года

мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два за-

мечательных вальса и комедию "Горе от ума".


 

        "Горе от ума" - социально- политическая комедия. Грибоедов дал

в  ней  правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812

года.  В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства  от

косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить раз-

витие конфликта между двумя общественно-политическими  лагерями:  кре-

постников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).


 

        Фамусовское общество традиционно.  Жизненные устои его таковы,

что "учиться надо,  на старших глядя",  уничтожать вольнодумные мысли,

служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть

богатым.  Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фа-

мусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович:


 

                ... Вот пример:


 

                Покойник был почтенный камергер,


 

                С ключом и сыну ключ умел доставить;


 

                Богат, и на богатой был женат;


 

                Переженил детей, внучат;


 

                Скончался, все о нем прискорбно поминают:


 

                Кузьма Петрович! Мир ему!-


 

                Что за тузы в Москве живут и умирают!...


 

        Образ Чацкого, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся

в жизнь,  несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель пере-

довых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего

времени.  В монологах Чацкого прослеживается целая политическая  прог-

рамма.  Он  разоблачает крепостничество и его порождения:  бесчеловеч-

ность,  лицемерие,  тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает

беспощадную характеристику фамусовскому обществу.


 

        Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба.  В начале комедии она

проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов - воспитатель Чацкого.

В  начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому,  он даже готов усту-

пить руку Софьи, но ставит при этом свои условия:


 

                Сказал бы я, во-первых: не блажи,


 

                Именьем, брат, не управляй оплошно,


 

                А, главное, поди-тка послужи.


 

                На что Чацкий бросает:


 

Служить бы рад, прислуживаться тошно.


 

        Но постепенно начинает завязываться другая  борьба,  важная  и

серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу пер-

чатку.


 

                Смотрели бы, как делали отцы,


 

                Учились бы, на старших глядя!-


 

раздался военный клич Фамусова.  А в ответ - монолог Чацкого "А  судьи

кто?". В этом монологе Чацкий клеймит "прошедшего житья подлейшие чер-

ты".


 

        Каждое новое лицо,  появляющееся в процессе  развития  сюжета,

становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные пер-

сонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.


 

        Сплетни растут, как "снежный ком". В столкновении с этим миром

показана социальная интрига пьесы.


 

        Но в комедии есть и еще один конфликт,  еще одна интрига - лю-

бовная.  И.А.  Гончаров писал :  "Всякий шаг Чацкого, почти всякое его

слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье ".  Именно не-

понятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом,  поводом к раздра-

жению, к тому "мильону терзаний", под влиянием которых он только и мог

сыграть указанную ему Грибоедовым роль.  Чацкий мучается,  не понимая,

кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становит-

ся по отношению к гостям Фамусова раздражительным,  невыносимым,  кол-

ким.  Софья,  раздраженная репликами Чацкого,  оскорбляющего не только

гостей,  но и ее возлюбленного,  в разговоре с г-ном Н упоминает о су-

масшествии Чацкого: "Он не в своем уме". И слух о сумасшествии Чацкого

несется по залам,  распространяется среди гостей, приобретая фантасти-

ческие,  гротескные формы.  И он сам, еще ничего не зная, подтверждает

этот слух жарким монологом "Французик из Бордо", который он произносит

в  пустом зале.  В четвертом действии комедии наступает развязка обоих

конфликтов:  Чацкий узнает,  кто избранник Софьи.  Это Молчалин. Тайна

раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца.


 

                Ах! Как игру судьбы постичь?


 

                Людей с душой гонительница, бич!-


 

                Молчалины блаженствуют на свете!-


 

говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида

жжет. Он порывает с Софьей:


 

                Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.


 

И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовс-

кому обществу:


 

                Из огня тот выйдет невредим,


 

                Кто с вами день пробыть успеет,


 

                Подышит воздухом одним,


 

                И в нем рассудок уцелеет...


 

        Чацкий уезжает. Но кто он - победитель или побежденный? Наибо-

лее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье "Мильон терзаний":


 

"Чацкий сломлен количеством старой силы,  нанеся  ей  в  свою  очередь

смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, зап-

рятавшийся в пословицу:  "Один в поле не воин". Нет воин, если он Чац-

кий,  и притом победитель,  но передовой воин,  застрельщик и - всегда

жертва".


 


 


 

А.С. Грибоедов.


 

Зробити безкоштовний сайт з uCozЯндекс.Метрика