Вітаю Вас, Гість · RSS
Политические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 10-20-х гг.)
Твори


Вхід


Статистика


25.08.2019, 17:50

Политические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 10-20-х гг.)
 

        Политическое мировоззрение А.  С. Пушкина сложилось уже в юно-

шеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние

оказал Царскосельский лицей.  Преподаватели стремились развить в своих

питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Ли-

цее  из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин.  Отсюда вынес

он свой ясный взгляд на мир и людей,  понимание того,  что любой чело-

век, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И

главный порок,  который увидел молодой поэт, - это ничем не ограничен-

ная власть монарха, самодержавие.


 

                Самовластительный злодей!


 

                Тебя, твой трон я ненавижу,


 

                Твою погибель, смерть детей


 

                С жестокой радостию вижу,  - восклицает молодой, горя-

чий поэт в оде с символическим названием "Вольность".  В этом произве-

дении можно видеть идеи просветителей XYIII века.  Самодержавие должно

быть ограничено законом, тогда не будет произвола властьимущих, "барс-

тва  дикого",  "покорствующих  бичам "рабов.  Поэтому так торжественно

звучит главная мысль произведения:


 

                Владыки! Вам венец и трон


 

                Дает Закон - а не природа;


 

                Стоите выше вы народа,


 

                Но вечный выше вас закон.


 

        Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, раз-

виваться обществу.  Рабство - это позор!  Человек рожден свободным,  и

никто не имеет права посягать на его духовную независимость.  Россия -

великая  страна,  и народ ее должен быть свободен и велик.  Но о каком

величии можно говорить,  когда "младые сыновья" растут для того, чтобы

пополнить  "дворовые  толпы измученных рабов",  чтобы до гроба влачить

"тягостный ярем". Именно об этом идет речь в стихотворении "Деревня":


 

                Склонясь на чуждый плуг,


 

                Покорствуя бичам,


 

                Здесь рабство тощее влачится по браздам


 

                Неумолимого Владельца.


 

        Кто же он,  "неумолимый Владелец", "присвоивший насильственной

лозой и труд,  и собственность,  и время земледельца"? Монарх, ставший

выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значе-

ния. Деспотизм и тирания губят все:


 

                Свободный Рим возрос,


 

                А рабством погублен.


 

        Пушкин никогда не выступал против "короны",  он всегда считал,

что страной должен править просвещенный,  мудрый монарх.  Именно такой

монарх  должен отменить рабство,  и тогда сам народ будет его защитни-

ком, хранителем трона и империи:


 

                Склонитесь первые главой


 

                Под сень надежную закона,


 

                И станут вечной стражей трона


 

                Народов вольность и покой.


 

        На этих идеях воспитывались будущие декабристы,  многие из ко-

торых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтому

идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Се-

натской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные ко-

пии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие стихи поэта это-

го  периода  воспринимались современниками как призыв к действию,  как

лозунг. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пуш-

кина Чаадаеву П.Я.:


 

                Товарищ, верь, взойдет она,


 

                Звезда пленительного счастья,


 

                Россия вспрянет ото сна,


 

                И на обломках самовластья


 

                Напишут наши имена!


 

        После восстания  1825 года поэт не отрекся от своих принципов.

Его взгляды становятся более жестким и критичными.  В 1827 году он пи-

шет стихотворение "Арион", которое является аллегорическим рассказом о

событиях на Сенатской площади.  Он ясно дает понять,  что принципы его

не изменились:


 

                Я гимны прежние пою,


 

                И ризу влажную мою


 

                Сушу на солнце под скалою.


 

        Образцом политической  лирики Пушкина является и стихотворение

"Анчар".  Это стихотворение также является аллегорией.  Образ анчара -

древа яда Пушкин использовал для обличения политики Николая I:


 

                К нему и птица не летит,


 

                И тигр нейдет - лишь вихрь черный


 

                На древо смерти набежит


 

                И мчится прочь, уже тлетворный.


 

        Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос,  каким

же должен быть монарх,  властитель России?  Самодержец должен сочетать

свою  власть  с законом,  защищать права человека,  олицетворять собой

идеал справедливости,  силы и величия.  А именно о такой России мечтал

поэт.


 

А.С.Пушкин.


 

Зробити безкоштовний сайт з uCozЯндекс.Метрика