Вітаю Вас, Гість · RSS
"Мильон терзаний" Чацкого
Твори


Вхід


Статистика


22.04.2019, 20:11

"Мильон терзаний" Чацкого
 

        А.С.Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного про-

изведения.  Его  комедию  "Горе  от ума" нельзя поставить в один ряд с

бессмертным творением А.С.Пушкина "Евгением Онегиным",  так как "Евге-

ний  Онегин"  стал для нас уже историей,  энциклопедией жизни русского

дворянства начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет сов-

ременным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жиз-

ни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем общест-

ве  будут господствовать жажда наживы,  жизнь за счет других,  а не за

счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислужи-

ваться.


 

        Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано

в бессмертной комедии Грибоедова "Горе от ума".  Грибоедов создает це-

лую галерею отрицательных образов:  Фамусов, Молчалин, Репетилов, Ска-

лозуб и т.д.  Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты разви-

тия современного им общества.


 

        Но всем  этим героям в одиночку противостоит главный герой ко-

медии - Александр Андреевич Чацкий.  Он приехал в Москву,  "из дальних

странствий возвратясь",  только ради Софьи,  своей возлюбленной.  Но ,

вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень силь-

ные перемены:  Софья холодна,  высокомерна, раздражительна, она больше

не любит Чацкого.


 

        Пытаясь найти ответ на свое чувство,  главный герой взывает  к

прежней любви,  которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно.

Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят  полное  фиаско.  На  все

пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: "Ребячество!".


 

        С этого начинается личная драма юноши,  которая перестает быть

узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего

фамусовского общества.  Главный герой один выступает против армии ста-

рых "воинов", начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою лю-

бовь.


 

        Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу об-

раза и пути жизни.  Хозяин дома признает правильность жизни своего дя-

дюшки:


 

                Максим Петрович: он не то на серебре,


 

                На золоте едал; сто человек к услугам.


 

Совершенно ясно,  что и сам он не отказался бы от такой жизни,  потому

он и не понимает Чацкого, требующего "службы делу, а не лицам". Любов-

ный  и социальный конфликты соединяются,  становясь единым целым.  Для

героя личная драма зависит от отношения общества к нему,  а обществен-

ная осложняется личными отношениями.  Это изматывает Чацкого и,  в ре-

зультате, для него складывается "мильон терзаний" по меткому выражению

Гончарова.


 

        Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство.

Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:


 

                Нет, нынче свет уж не таков...


 

                Вольнее всякий дышит


 

                И не спешит вписаться в полк шутов,


 

                У покровителей зевать на потолок.


 

                Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,


 

                Подставить стул, поднесть платок.


 

        То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешен-

ность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шара-

хаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог -

следствие  несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств,

тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.


 

        Под тяжестью "мильона терзаний" он ломается, начинает противо-

речить здравой логике.  Все это влечет за собой совершенно невероятные

слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них:


 

                С ума сошел, ей кажется, вот на!


 

                Недаром? Стало быть...


 

                С чего б взяла она!


 

Но Чацкий не только не опровергает слухи,  но,  всеми силами, сам того

не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену проща-

ния с Софьей и разоблачения Молчалина:


 

                Вы правы, из огня тот выйдет невредим,


 

                Кто с вами час побыть успеет, подышит воздухом одним,


 

                И в ком рассудок уцелеет...


 

                Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок,


 

                Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету


 

                Где оскорбленному есть чувству уголок!


 

        В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики,  но во

всех  его словах есть правда - правда его отношения к фамусовскому об-

ществу.  Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять

представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам

- яркое доказательство того,  что отжившее и больное закрывает  дорогу

молодому и здоровому.


 

        Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют

до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с

уверенностью можно сказать:  Чацкий укрепился в своей вере и,  в любом

случае,  найдет свой путь в новой жизни.  И чем больше будет вот таких

Чацких на пути Фамусовых,  Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише

будут звучать их голоса.


 

Зробити безкоштовний сайт з uCozЯндекс.Метрика