«Поэтическая
сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович)
О далекой истории Руси мы узнаем не
только из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из
проникновенных, полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями
былин становились и воины‑богатыри, и обыкновенные землепашцы. Общим у
них было одно качество: любовь к родине и желание в любую минуту встать
на ее защиту.
Когда
воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное...
Такими словами начинается русская былина
«Вольга и Микула Селянинович».
Язык былины отличается необыкновенной образностью, которая достигается
за счет большого количества сравнений и эпитетов. Долгое время,
передавая из уст в уста сказания и былины, люди изменяли текст,
подбирая все более и более выразительные образы.
Очень ярко описана в былине природа. Например: «воссияло
солнце красное» – как красиво и, главное, сильно
сказано. Я сразу представляю себе, как восходит солнышко, такое доброе
и теплое – «красное», то есть красивое.
Наши предки обожествляли солнце, ведь оно – источник жизни на
земле, щедро дарящий всем свое тепло. Восходит оно на
«небушко на ясное» – я представляю себе
кристально чистое голубое небо, на котором нет ни облачка, и оно такое
прозрачное‑прозрачное. И все: я уже практически
«живу» в былине, я жду: а что же будет дальше?
А дальше:
Тогда
зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Ведь как здорово, не правда ли? Рождение
былинного богатыря сравнивается с восходом солнца – сразу
понятна значимость этого героя, его высокое положение. Так же, очень
ярко и сильно, описана пора взросления Вольги. Сравнение князя с
солнцем – прием, характерный для русских былин.
В былине очень ярко подчеркивается мощь и сила другого богатыря
– Микулы Селяниновича. Сначала Вольга с дружиной только
услышали «оратая»:
Орет
в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Казалось бы, спустя некоторое время они
уже должны были его увидеть – но нет! Чтобы увидеть пахаря,
им пришлось ехать целых три дня. Богатырь‑пахарь был наделен такой
невообразимой силой, что шум от его работы раздавался на огромное
расстояние, и пахал он так быстро, что даже княжеская дружина не смогла
догнать обычного пахаря.
И так вся былина: что ни слово
– то образ, да еще какой! Например:
А
у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Мне кажется, лучше сказать просто
невозможно. Я искренне восхищаюсь произведениями народного творчества и
считаю их вершиной всего искусства вообще. Они создавались веками и
вобрали в себя всю мудрость русского народа. Это относится как к
народным песням и музыке, так и к былинам, которые в народной традиции
исполнялись как песня и чаще всего сопровождались игрой на гуслях.
Центральным моментом былины является, как мне кажется, эпизод, где
описывается, как вся дружина Вольги пытается выдернуть из земли соху
Микулы и не может этого сделать. А сам Микула с легкостью
...одной
рукой,
Сошку из земли он повыдернул...
Бросил сошку за ракитов куст.
Я думаю, что образ Микулы символизирует
весь простой народ, народ‑богатырь, который является истинной опорой
Русского государства, в отличие от князя Вольги и его дружины. Даже
лошадь Микулы Селяниновича ему под стать: она еще только
«идет ступью», а конь Вольги уже за ней не успевает
и поэтому «поскакивает», а уж когда «у
оратая кобыла грудью пошла», Вольгин конь и вовсе
«да оставается». И очень характерно заканчивается
былина: Вольга интересуется, как же зовут такого могучего богатыря? На
что Микула ему дает ответ, но какой! Он не просто говорит: «Я
такого‑то „роду‑племени“, зовут меня так‑то и
так‑то». Нет! Он представляет себя неразрывно связанным с
простым народом, с «мужичками», такими же пахарями,
как и он сам:
...А
тут станут мужички меня похваливати:
«Молодой Микула Селянинович!»
|